Forum.Digital Education 2021

Видео
О мероприятии
Как российское образование проходит цифровую трансформацию
Темы к обсуждению в прямой трансляции:
1. Цифровая трансформация образования в России;
2. Учителя останутся, но будут применять новые подходы;
3. Новые подходы в образовании с применением больших данных.

В 2021-м году все школы в России будут обеспечены доступом к интернету, а к 2024-му году почти 33 тыс. образовательных организаций получат новое компьютерное оборудование. Как российское образование проходит цифровую трансформацию – на Forum.Digital Education.
Как образование вступило в новую эру в 2020-м году? Как цифровизация меняет традиционные подходы к образованию? Какие цифровые решения для образования предлагает сегодня рынок EdTech? Об этом поговорили участники форума Forum.Digital Education.


Цифровая трансформация образования в России

В 2020-м году мир столкнулся с пандемией COVID-19, которая затронула все сферы жизни общества. В стороне не осталось и образование – школы и университеты впервые были вынуждены полностью перейти на дистанционное обучение.

В нашей стране переход на новый формат вызвал много трудностей как у учеников, так и у преподавателей. Однако полученный опыт показал – диджитализация образования неотвратима и способна вывести качество образовательного процесса в стране на новый уровень. Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин заявил: «Приоритетом для нас является очное образование, но задача в формировании единого образовательного пространства и предоставление ребёнку доступа к качественному образованию вне зависимости от места его проживания». Также Павел Кузьмин отметил, что в 2021-м году все школы в России будут обеспечены доступом к интернету, а к 2024-му году почти 33 тыс. образовательных организаций в России получат новое компьютерное оборудование.

В России, как и во всём мире, возник бум рынка EdTech. Член Совета Фонда развития цифровой экономики Максим Черешнев отметил: «В мире рынок EdTech достиг за 2020-ый год $16 млрд. и увеличился за последние 8 лет с 2012-го года более чем в 12 раз».

С приходом диджитализации должна измениться и парадигма образования в нашей стране, оно должно стать более практикоориентированным. Генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала» Максим Киселёв заявил: «Образование – это не про набивание знаний в голову, а про возможность потом эти знания применить. Как мне кажется, акцент нашего образования многие годы был смещён как раз в первую сторону. Я буду невероятно рад, если сейчас это меняется или начнёт меняться».


Учителя останутся, но будут применять новые подходы

Сегодня цифровизация образования вызывает опасения среди многих родителей и учеников. Это подтвердила Руководитель научно-методического отдела компании ISMART Дзерасса Гояева: «Бурное развитие цифровой педагогики с одной стороны вызывает огромный интерес, а с другой стороны вызывает много опасений. Поэтому в последнее время появляются проекты по верификации образовательного контента, который компании предоставляют». Они связаны прежде всего с представлением о цифровизации образования как о шаге, который приведёт к отказу от учителя и полному переходу на дистанционное обучение. Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман развеял эти опасения: «Необходима большая разъяснительная кампания для объяснения гражданам, что цифровое образование и дистанционное образование – это не всегда совпадающие вещи. Взаимопересекающиеся, но не одни и те же». Он также добавил: «Компьютер школу не заменит. Учителя он не заменит никогда. Преподаватели никуда не денутся, у них изменятся форматы».

Успешная трансформация образования действительно невозможна без её одобрения как со стороны учеников, так и со стороны учителей. Чтобы начать адаптироваться к новым методам преподавания, учителя должны видеть от них реальную ощутимую пользу. Управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский заявил: «Пока мы будем смотреть на учителей как на тех, кого нужно заставлять что-то делать – ничего не получится. Они должны увидеть все те же выгоды от цифровизации, которые видим мы. Наши учителя должны чувствовать, что цифровизация им выгодна, что у них никто ничего не забирает или что ещё хуже, как это чаще всего бывает, не добавляет новую нагрузку».

Одним из преимуществ после трансформации образования, которым смогут воспользоваться как ученики, так и учителя, является перевод учебных материалов в digital-форматы. Директор электронной библиотечной системы «Лань» Александр Никифоров заявил: «Цифровая трансформация образовательного контента — это процесс, затрагивающий и изменение формата учебных и научных материалов, и разработку новых технологических решений и сервисов для работы с ними. Это необходимый атрибут сегодняшней системы обучения, в который встраиваются образовательные платформы и электронно-библиотечные системы».

Говоря о диджитализации, необходимо также понимать, что успешное применение новых технологий в образовании невозможно без их совмещения с традиционными, наработанными десятилетиями практиками. Генеральный директор «Алгоритмика» Андрей Лобанов предложил обдумать объединение старых и новых форматов преподавания: «Нам стоит подумать позитивно как взять лучшее от технологий и оставить лучшее от системы образования, которая была, то есть сделать систему образования ещё лучше».


Большие данные на пользу учеников и бизнеса

Многие новые подходы в образовании связаны с применением больших данных. Работа с ними позволит выявить, какие специалисты сегодня нужны рынку труда, чтобы можно было быстро адаптировать систему образования под потребности рынка. Олег Подольский отметил: «Всплески кадровых потребностей поступают не системно. Нам нужно инвестировать туда, где будет спрос. А это мы можем узнать на основании данных». Одна из существующих сегодня проблем на российском рынке труда – нехватка специалистов в сфере IT. Руководитель ассоциации iCluster Марат Мухарьямов высказался о проблеме: «На сегодняшний день в IT-отрасли работают 1,5%-2% трудоспособного населения, а требуется 5%. Нам нужно сокращать этот кадровый дефицит за короткое время. Буквально за 5, максимум 10 лет нужно удвоить или утроить количество IT специалистов».

Новая эпоха в образовании характеризуется индивидуализацией обучения. Образование будущего не будет универсальным, а станет адаптироваться под способности и запросы ученика. Добиться этого можно, используя нейронные сети и искусственный интеллект. Генеральный директор Maximum Михаил Мягков заявил: «Мы верим в большие данные. Мы считаем, что данные могут позволить создать системы, которые повышают вовлеченность ученика в процесс».

Также на площадке форума удалось достичь диалога между государством и бизнесом. Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин рассказал EdTech-предпринимателям о возможности получения государственных грантов на реализацию их проектов через образовательный маркетплейс Министерства просвещения РФ. По итогам форума принято решение о размещении лучших образовательных продуктов в Магазине цифровых решений.рф для дальнейшей рекомендации их Министерству.

На форуме было представлено более 10-ти инновационных проектов в сфере EdTech, решения которых вошли в отбор проектов закрытого pipeline Фонда развития цифровой экономики для обсуждения возможностей потенциального инвестирования, а также организации индивидуальных встреч с частными и венчурными инвесторами.

12.03.2021
Проведи свой Forum.Digital
Не нашли нужной отрасли? Оставьте заявку, и мы с вами свяжемся.